Композиция в фотографии: основные правила
Май 18, 2022 - Идеи от Mimigram, Факты
Композиция — один из важнейших компонентов фотографии. От знания ее основ и правил зависит эффект, который произведет снимок на зрителей: будут ли изображение с интересом рассматривать, возвращаясь к нему снова. «Мимиграм» предлагает подборку проверенных приемов построения кадра, которые помогут сделать запоминающееся фото.
![Улица города Улица города в перспективе](/wp-content/uploads/2022/05/napravlyaushiye-linii.jpg)
Симметрия
Симметрия — один из наиболее сильных приемов композиции кадра. Его принцип заключается в идентичности двух частей снимка. Выделяют горизонтальную (отражение пейзажа в воде), вертикальную (здания по разным сторонам дороги) и радиальную (пицца или торт) симметрии. Сложив фото пополам, вы должны получить два практически одинаковых снимка. Эксперты не рекомендуют стремиться к стопроцентной симметрии. Найти ее в природе крайне сложно, да и подобный кадр будет смотреться скучно.
![Симметрия в кадре Две девушки](/wp-content/uploads/2022/05/devushki.jpg)
Золотое сечение
Правило золотого сечения — гармоничное отношение частей к целому, при котором большая часть относится к меньшей так же, как целое — к большей. Прием используют в архитектуре, живописи и фотографии.
На методе золотого сечения основан еще один закон композиции — спираль Фибоначчи. Гармоничную пропорцию можно встретить в природе: ракушка, морская волна, бутон растения и др. Располагая объекты в кадре по спирали, ведущей к фокусу, автор задает направление движению, помогая взгляду скользить по изображению от одного важного элемента к другому.
![Кадр с лестницей, построенный по правилу золотого сечения Лестница](/wp-content/uploads/2022/05/zolotoye-sechenie.jpg)
Правило третей
Упрощенным примером золотого сечения можно назвать один из наиболее распространенных инструментов фотокомпозиции — правило третей. Его используют как начинающие фотографы, так и известные мастера. Суть приема: в мысленном разделение кадра на трети горизонтально и вертикально. То, на чем вы хотите сделать акцент следует помещать в точки пересечения воображаемых линий.
![Фото женщины Портрет женщины](/wp-content/uploads/2022/05/devushka.jpg)
Этот простой метод хорошо работает, позволяя избегать скучных портретов и натюрмортов с расположенными по центру моделями и объектами. В пейзажах, как правило, на указанных линиях помещают горизонт.
Если в кадре один главный объект эксперты рекомендуют располагать его слева ближе к верхней части снимка. Объясняется это тем, что мы привыкли читать в таком направлении (для арабских стран правило работает по-другому).
Сетка по правилу третей часто используется в видоискателях фотоаппаратов, облегчая компоновку кадра.
Эксперты утверждают, что в указанных точках изображения создается большее напряжение и энергетика, которые транслируются зрителю. Так получаются выразительные снимки.
![Фотография мужчины Портрет мужчины](/wp-content/uploads/2022/05/portret-myzchiny.jpg)
Рамка
Иногда, подбирая удачный ракурс, фотограф замечает, что в пространстве образуются «рамки» внутри кадра. Они работают на передачу глубины композиции. В поисках естественных обрамлений обратите внимание на такие архитектурные элементы, как арки, окна, мосты, а также природные фреймы в виде ветвей или кустарников. Обойдите объект, чтобы выбрать наиболее интересный ракурс. Рамка может окружать кадр лишь частично, но от этого изображение только выиграет.
![Архитектура Арка](/wp-content/uploads/2022/05/architectura.jpg)
Ритм
Ритм — прием композиции, строящийся на повторении определенных объектов или предметов. Его можно найти в архитектуре, природе, городском ландшафте: колонны здания, ряд фонарей, вереница птиц. Обратите внимание на окружающие предметы во время прогулки с фотоаппаратом. Вы заметите множество подобных примеров повторения или чередования. Применяйте этот выразительный прием для построения композиции в фотографии. Иногда ритм создается не самими объектами, а их тенью.
![Крыша дома на фоне неба Крыша дома](/wp-content/uploads/2022/05/diagonal.jpg)
Диагонали
Еще одно правило композиции в фотографии и живописи — метод диагоналей. Путем эксперимента выяснилось, что на детали изображений, лежащие под углом 45° обращают больше внимания. Такое фото обладает динамикой. Взгляд зрителя проходит через весь кадр. Различают так называемую «быструю» диагональ — от верхнего левого в правый нижний угол и «медленную», направляющую внимание от нижнего левого в верхний правый край. Считается, что восходящая диагональ вызывает чувство спокойствия, а нисходящая ассоциируется с тревогой.
![Современная архитектура Тропинка у дома](/wp-content/uploads/2022/05/diagonaly.jpg)
Ведущие линии
Линии работают в качестве направляющих с края в центр кадра или наоборот. Они могут быть как прямыми, так и изогнутыми. Ведите взгляд зрителей по тропинкам, магистралям, лестнице и другим объектам, акцентируя внимание на важных точках.
![Висячий мост в Сан-Франциско Мост Золотые Ворота](/wp-content/uploads/2022/05/vedushie-linii.jpg)
Заполнение кадра
Этому приему характерно почти полное заполнение кадра объектом, как правило, снятым крупным планом. Зритель будет рассматривать изображение, потому что отвести взгляд не представляется возможным. Метод, позволяющий привлечь внимание к деталям и текстуре, сделать акцент на отдельной эмоции, часто используются в журналах, посвященных дикой природе, бьюти-сфере. Также к нему прибегают фотографы при архитектурной съемке, стремясь показать узор.
![Портрет девушки крупным планом Портрет девушки](/wp-content/uploads/2022/05/portret-devushki.jpg)
Подведем итоги
В одной фотографии можно использовать сразу несколько приемов, например, правило двух третей и направляющие линии. Перед тем как приступить к фотосессии, не пожалейте время на изучение работ любимых фотографов и художников, хорошо знающих основы композиции. Вскоре к вам придет понимание правильного построения кадра.
Поделиться: