X

Композиция в фотографии: основные правила

Композиция — один из важнейших компонентов фотографии. От знания ее основ и правил зависит эффект, который произведет снимок на зрителей: будут ли изображение с интересом рассматривать, возвращаясь к нему снова. «Мимиграм» предлагает подборку проверенных приемов построения кадра, которые помогут сделать запоминающееся фото.

Симметрия

Симметрия — один из наиболее сильных приемов композиции кадра. Его принцип заключается в идентичности двух частей снимка. Выделяют горизонтальную (отражение пейзажа в воде), вертикальную (здания по разным сторонам дороги) и радиальную (пицца или торт) симметрии. Сложив фото пополам, вы должны получить два практически одинаковых снимка. Эксперты не рекомендуют стремиться к стопроцентной симметрии. Найти ее в природе крайне сложно, да и подобный кадр будет смотреться скучно.

Золотое сечение

Правило золотого сечения — гармоничное отношение частей к целому, при котором большая часть относится к меньшей так же, как целое — к большей. Прием используют в архитектуре, живописи и фотографии.

На методе золотого сечения основан еще один закон композиции — спираль Фибоначчи. Гармоничную пропорцию можно встретить в природе: ракушка, морская волна, бутон растения и др. Располагая объекты в кадре по спирали, ведущей к фокусу, автор задает направление движению, помогая взгляду скользить по изображению от одного важного элемента к другому.

Правило третей

Упрощенным примером золотого сечения можно назвать один из наиболее распространенных инструментов фотокомпозиции — правило третей. Его используют как начинающие фотографы, так и известные мастера. Суть приема: в мысленном разделение кадра на трети горизонтально и вертикально. То, на чем вы хотите сделать акцент следует помещать в точки пересечения воображаемых линий.

Этот простой метод хорошо работает, позволяя избегать скучных портретов и натюрмортов с расположенными по центру моделями и объектами. В пейзажах, как правило, на указанных линиях помещают горизонт.

Если в кадре один главный объект эксперты рекомендуют располагать его слева ближе к верхней части снимка. Объясняется это тем, что мы привыкли читать в таком направлении (для арабских стран правило работает по-другому).

Сетка по правилу третей часто используется в видоискателях фотоаппаратов, облегчая компоновку кадра.

Эксперты утверждают, что в указанных точках изображения создается большее напряжение и энергетика, которые транслируются зрителю. Так получаются выразительные снимки.

Рамка

Иногда, подбирая удачный ракурс, фотограф замечает, что в пространстве образуются «рамки» внутри кадра. Они работают на передачу глубины композиции. В поисках естественных обрамлений обратите внимание на такие архитектурные элементы, как арки, окна, мосты, а также природные фреймы в виде ветвей или кустарников. Обойдите объект, чтобы выбрать наиболее интересный ракурс. Рамка может окружать кадр лишь частично, но от этого изображение только выиграет.

Ритм

Ритм — прием композиции, строящийся на повторении определенных объектов или предметов. Его можно найти в архитектуре, природе, городском ландшафте: колонны здания, ряд фонарей, вереница птиц. Обратите внимание на окружающие предметы во время прогулки с фотоаппаратом. Вы заметите множество подобных примеров повторения или чередования. Применяйте этот выразительный прием для построения композиции в фотографии. Иногда ритм создается не самими объектами, а их тенью.

Диагонали

Еще одно правило композиции в фотографии и живописи — метод диагоналей. Путем эксперимента выяснилось, что на детали изображений, лежащие под углом 45° обращают больше внимания. Такое фото обладает динамикой. Взгляд зрителя проходит через весь кадр. Различают так называемую «быструю» диагональ — от верхнего левого в правый нижний угол и «медленную», направляющую внимание от нижнего левого в верхний правый край. Считается, что восходящая диагональ вызывает чувство спокойствия, а нисходящая ассоциируется с тревогой.

Ведущие линии

Линии работают в качестве направляющих с края в центр кадра или наоборот. Они могут быть как прямыми, так и изогнутыми. Ведите взгляд зрителей по тропинкам, магистралям, лестнице и другим объектам, акцентируя внимание на важных точках.

Заполнение кадра

Этому приему характерно почти полное заполнение кадра объектом, как правило, снятым крупным планом. Зритель будет рассматривать изображение, потому что отвести взгляд не представляется возможным. Метод, позволяющий привлечь внимание к деталям и текстуре, сделать акцент на отдельной эмоции, часто используются в журналах, посвященных дикой природе, бьюти-сфере. Также к нему прибегают фотографы при архитектурной съемке, стремясь показать узор.

Подведем итоги

В одной фотографии можно использовать сразу несколько приемов, например, правило двух третей и направляющие линии. Перед тем как приступить к фотосессии, не пожалейте время на изучение работ любимых фотографов и художников, хорошо знающих основы композиции. Вскоре к вам придет понимание правильного построения кадра.